Житие апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных многих

Житие апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных многих

Святые апостолы Иасон и Сосипатр проповедовали в городе Корфу. Мощи святого Иасона до сих пор покоятся здесь, в византийском храме двенадцатого века, названном в честь этих двух святых. Иасон и Сосипатр принадлежат к числу семидесяти апостолов Христовых и почитаются как просветители Корфу. О них упоминает и апостол Павел в конце своих Посланий к римлянам: "...и Иасон и Сосипатр, сродники мои, приветствуют тебя" (Рим.16:21). Возможно, Павел говорит здесь не только о духовном родстве. Мы знаем, что апостол Иасон, как и сам апостол Павел, родился в Тарсе, а апостол Сосипатр, хотя и происходил из Ахайи, вполне мог быть связан корнями с местечком Икониум, находящимся недалеко от Тарса – в свое время он был там епископом.

После Вознесения Господа, Иасон подвизался епископом в Тарсе, Сосипатр – в Икониуме. Прослужив несколько лет, они выбрали себе преемников и отправились вместе проповедовать Евангелие. Они построили на Корфу церковь в честь святого первомученика Стефана, после чего приступили к проповеди, обращая жителей острова ко Христу. Правитель острова, Керкилин, бросил их за это в темницу. Вместе с ними в темнице сидели семь известных воров: Саторнин, Иакисхол, Фаустиан, Иануарий, Марсал, Евфрасий и Маммин. Всех их апостолы обратили в Христианство.

Разгневанный обращением этих воров, Керкилин велел бросить их в кипящую смолу. Таким образом, они стали первомучениками Корфу. Керкира, дочь правителя, наблюдала из окна, как они бесстрашно переносили мучения. Узнав, что они осуждены за то, что являются христианами, она также объявила себя христианкой и начала раздавать свои драгоценности и богатые одежды бедным.

Гнев правителя обратился на собственную дочь. Он запер ее в одиночестве в темнице с намерением сломить ее волю голодом. Она не отреклась от Христа, и тогда отец приказал сжечь тюрьму до основания вместе с собственной дочерью. Однако, ко всеобщему изумлению, тюрьма сгорела дотла, а девушка оказалась жива. Многие из жителей острова, став свидетелями ее чудесного избавления от смерти, пожелали креститься. В ярости и отчаянии от того, что может сильно пострадать его репутация в глазах языческого Рима, отец приказал привязать ее к дереву и пронзить стрелами. Так предала душу Христу девица Керкира. Возможно, она была первой в истории Христианства мученицей царской крови.

После этого события, новообращенные христиане бежали на соседний остров, чтобы избежать гнева правителя. Находясь в состоянии демонической ярости, Керкилин поклялся преследовать и загнать их, как охотники загоняют диких зверей. Но когда он плыл к острову, его корабль перевернулся, и он бесславно погиб вместе со своими людьми. Его преемник принял Христианство, крестившись с именем Севастиан. Непредвиденная гибель Керкилина избавила святых Иасона и Сосипатра от мученической смерти, и они продолжали служить Церкви Корфу, которая тогда еще была в младенческом состоянии. Существует несколько версий кончины святых Иасона и Сосипатра. По одним сведениям, она была мирной и естественной, по другим – мученической, или мученический венец принял только один из них. Согласно местному преданию и рассказу священника храма святых апостолов Иасона и Сосипатра (он составил современное переложение их жития), святой Иасон мирно почил в 60 году, а святой Сосипатр принял мученический венец незадолго до его смерти. Год его мученической кончины неизвестен; известно лишь, что, перед тем как его погрузили в котел с кипящей смолой, он поставил свою подпись на каком-то документе – подписался крестом. Мощи святого Иасона покоятся на Корфу в храме его имени, а глава святого Сосипатра хранится в монастыре Осиу Лукас недалеко от Фив. Местонахождение мощей мученицы Керкиры неизвестно.